office-telephone-2 +3 8 067 728 80 10
skype-logo amaliyamakarenko
close-envelope makarenko.amaliya@gmail.com

 

uslugi-personal-konsultacii uslugi2 uslugi2-4 uslugi-online-konsultacii uslugi2-6

Сексуальность: Телесно-ориентированный дискурс

Автор — Амалия Макаренко

Классики телесно-ориентированного направления в психотерапии В.Райх и А.Лоуэн рассматривали сексуальность, которая, с одной стороны, значительным образом влияет на формирование характера и становление личности, а с другой стороны является регулятором здоровья человека.
Согласно сексуально-экономической теории В. Райха, оргаистическая потенция — «способность полностью освободить заблокированное сексуальное напряжение», определяет состояние душевного здоровья. Основой для формирования оргаистической потенции является естественная потребность в любви.
Влияние культурных и социальных запретов, воспитания в авторитарных семьях рассматриваются как факторы, блокирующие энергию в телесном пространстве, в результате чего образуется мышечный панцирь, который приводит к невозможности полной разрядки либидо и неспособности человека проявлять естественные и истинные эмоции, что в свою очередь делает невозможным формирование генитального характера (генитальный характер – «идеальный» характер, противоположный невротическому; Райх видел задачу терапии «в превращении невротического характера в генитальный и в замене морального регулирования сексуально-экономическим саморегулированием».).
А. Лоуэн отдавал сексуальности решающее значение в формировании психологического здоровья, определяя ее как «качество личности, часть существования», «выражение любви и прямую противоположность смерти». Сексуальная удовлетворенность отражается на жизнерадостности человека, способности испытывать счастье. Только в сексуально зрелой личности может быть гармоничное и «живое» тело. Лоуэн настаивал на единстве сексуальности и духовности. Тот, кто не ощущает связи между сексуальностью и духовностью, утратил контакт с тем, где она возникает — с сердцем.
Таким образом, духовность – это функция всего тела. Духовность в отрыве от сексуальности – абстракция, а сексуальность без духовности – лишь физиологический акт. Подобный разрыв проявляется в случае изоляции сердца, когда нарушается связь между двумя полюсами тела. Любовь, проникая из сердца в голову, дарует ощущение единства с Абсолютом – тем, что присутствует везде. Когда чувство любви наполняет бедра и ноги, человек ощущает связь с Землей. Протекание возбуждения по телу вниз и вверх имеет пульсирующий характер, что означает, что оно не в состоянии переместится в одном направлении дальше, чем в другом. Вывод из этого – мы духовны настолько, насколько мы сексуальны.
Когда дух вовлечен полностью в какой-либо акт, то этот акт становится духовным, благодаря трансенденции нашего Я. Наиболее ощутима трансенденция Я в половом акте, когда он приводит к объединению двух людей; любовники преодолевают границы своего сознания, чтобы соединиться с силой Вселенной. Лишь для небольшой части людей секс – необычайно возбуждающее переживание, в котором участвует все тело. Поверхность тела заряжается, кожа увлажнена, глаза блестят. Эрогенные зоны сильно наполняются кровью по мере того, как сердце, которое также возбуждается, посылает кровь к поверхности тела. Электрическим разрядом пробегает дрожь возбуждения через все тело, когда глаза влюбленных встречаются. Стремление к контакту очень сильно. Во время поцелуя тело становится мягким, живот наполняется теплом. В этот момент половые органы наполняются кровью, но кровонаполнение еще не максимально. Стремление к глубокому интимному контакту приводит к половому акту. В момент проникновения наступает минутное успокоение, прежде чем начнется ритмичный танец, который завершится оргазмом. В оргазме Я человека тонет в потоке энергии и чувств. Для этого требуется сильное Я, так как слабое Я может испугаться такого риска затопления. Это как на американских горках, чтобы получить истинное удовольствие нужно держать глаза открытыми и наслаждаться головокружительными взлетами и падениями. После оргаистической разрядки любовники охвачены глубоким покоем. Прежде чем вернется осознание себя, может наступить сон. Это состояние французы назвали «маленькой смертью». После этого переживания человек чувствует себя возрожденным. Половой акт дал толчок первой методике добывания огня (быстрое вращение палочкой в углублении куска дерева до тех пор, пока не станет так горячо, что сухие щепки вспыхнут). Трение-тепло-пламя – такова последовательность этих двух действий, цель которых – пламя. Но для некоторых людей половой акт заканчивается высечением только нескольких искр, а не пламенем, превращающим тело в чистый дух. А именно в этом состоит запредельное переживание. Неспособность переживания запредельного состояния вызвана дефицитом страсти в любовной игре. Эта страсть подавляется болезненным опытом раннего детства. В течение оральной стадии (первые три года жизни) потребности ребенка, относящиеся к кормлению, опоре и близкому контакту, матерью удовлетворяются. Акт кормления грудью – наиболее возбуждающий и удовлетворяющий для ребенка. Раннее отлучение от груди ощущается ребенком как потеря всего мира, что «разбивает сердце». Младенцу необходим контакт с телом матери, если он не выкармливается грудью. Этот контакт возбуждает дыхание младенца и укрепляет его метаболизм. Если этого контакта нет, ребенка это потрясает и ломает. Начинается борьба против боли: сдерживание дыхания и напряжение мышц грудной клетки. В результате человек ограничен в способности отдаться любви, страдает половым отчуждением из-за того, что не может пережить все это сердцем. Негативные последствия имеет также неспособность родителей выносить высокий уровень энергии детей. Воспитание «ниже травы, тише воды» приводит к тому, что дети уже к трем годам утрачивают жизненность. Психологически здорового ребенка (и человека вообще) можно определить по блеску в глазах, румянцу на щеках, подвижной мимике, легко льющемуся голосу. Утратившие жизненность дети выглядят апатичными, говорят слабым голосом, их глаза матовые, а зрачки неподвижны. Это дети, которых катила в коляске равнодушная мать. В дальнейшем в эдиповой фазе (от трех до шести лет) влечение к родителю противоположного пола является интенсивным и возбуждающим. Но ребенок не стремится к половому контакту. Такой контакт для ребенка ужасен. В здоровой семье возбуждение ребенка спадает при его вхождении в латентный период, когда он вовлекается в окружающий мир, находящийся за границами семьи. В нездоровых семьях родитель противоположного пола реагирует на сексуальную заинтересованность ребенка и усиливает сексуальные импульсы. Некоторые родители, не удовлетворяющие свое возбуждение с половым партнером, соблазняют собственного ребенка. Это вносит сексуальные чувства, концентрирующиеся на половых органах. Эти чувства ужасны для ребенка. Он не в состоянии выйти из этих отношений, так как сильно зависит от родителей. Бывает так, что сексуальные реакции ребенка влекут за собой его унижение. Родители, сами участвуя в сексуализации ребенка, обвиняют в этом последнего. Чтобы себя защитить, ребенок подавляет сексуальные чувства во имя сохранения любви к родителям. Так происходит отделение любви и сексуальности. Как и подавление любой эмоции, подавление сексуальных чувств происходит путем хронического напряжения мышц. Это иллюстрируют тела людей, низ и верх которых выглядят так, как будто они принадлежат разным людям. Две части действуют и живут отдельно одна от другой. Люди блокируют свои сексуальные чувства, если они становятся источником стыда, унижения и боли. Тогда сексуальность лишена как радости, так и духовности. Такому телу катастрофически не хватает грации. «Низ» – тяжелый и малоподвижный, сдерживающий сексуальное влечение. Зажатость талии блокирует протекание возбуждения в нижние отделы тела, а дыхание не достигает низа живота. Попадая в ситуации непринятия сексуальности, ее унижения и осуждения, человек начинает рассматривать проявление собственной сексуальности как что-то неприличное. Эти чувства «неприличного» размещаются в нижней части тела. Так закрепляется навык сдерживания и сокрытия сексуальных чувств. Отличительная черта по-настоящему сексуальных людей – обаяние. Быть обаятельным – значит иметь мягкое тело, в котором свободно протекают импульсы возбуждения, излучающие жизненность. Человек, ходящий таким образом, что чувствует соприкосновение с землей при каждом шаге, а волна возбуждения, идущая от пальцев стоп, координируется с волной дыхания, вызывает движение таза. Такая походка в большей мере присуща жителям слаборазвитых стран, над которыми не довлеет Эго. Жители западного мира – сексуально более утонченные, но люди примитивных культур – более живые. В культуре контроля чувств (и даже гиперконтроля) («не теряй, головы…», «дай сердцу волю…»), когда контроль является не осознаваемым, он проявляется в хронически напряженных мышцах. Хроническое напряжение мышц, которые соединяют таз с ногами, обездвиживает таз настолько, что он не может двигаться спонтанно. Такой таз «застывает» в положении отведения назад или вперед. В нормальном состоянии таз движется вперед или назад вместе с естественными движениями тела и волной дыхания. Когда дыхательная волна достигает таза, при каждом выдохе он движется вперед; при вдохе – назад. В пиковом сексуальном возбуждении эти движения становятся быстрыми и сильными. Этого не происходит, если таз «застывает» в одной из этих позиций. Неподвижный таз во время движения свидетельствует о подавлении сексуальности. Это чаще присуще женщинам. У мужчин более частым нарушением является выдвижение таза вперед, которое выражает псевдоагрессию. Можно думать, что «передняя позиция» (выдвижение таза вперед) – сексуально агрессивное действие, но это не так. Перед тем как движение таза вперед становится возможным, он должен быть отведен назад. Когда таз застывает в «передней позиции», спина образует изгиб, а плечи сутулятся (поза пса с подогнутым хвостом). Чаще всего такой выдвинутый вперед таз становится результатом физических ударов по ягодицам ребенка. При ударе ягодицы инстинктивно втягиваются и напрягаются. Но такие последствия могут иметь не только физические наказания и их, скажем, жестокость. На первый план выходит чувство униженности, которое достигает кульминации при известном методе наказания, когда ребенка заставляют наклониться вперед, лечь на колено родителя и получить удары ремнем, который ребенок, как послушная собака, собственноручно принес и вручил своему наказывающему родителю. Во время сексуальной активности люди, чей таз застыл «вперед», как бы принуждают себя к совершению сексуальных движений, а те, чей таз застыл «назад», склонны к ограничению движений.

Лоуэн предлагал простое и точное упражнение, дающее возможность определить, в какой позиции человек удерживает таз. Встаньте перед зеркалом так, чтобы при повороте головы у вас была возможность видеть свою спину. Посмотрите, как выглядят ваши плечи? Выпрямлены ли они? Поднята ли голова? Отставлен ли таз? После этого поставьте стопы параллельно на расстоянии 15 см., выдвиньте таз вперед. Ощущаете ли вы при этом, как ваша спина округляется или сгибается, а вас рост уменьшается? Медленно отставьте таз. Наблюдаете ли вы, как ваша спина выпрямляется? Какие чувства вызывает каждая из позиций? Какая из них для вас является вашей обычной позой? После согните колени и старайтесь расслабить таз, чтобы им можно было двигать. Дышите глубоко и свободно. Старайтесь почувствовать, как дыхательная волна доходит до глубины таза. Ощущаете ли вы ее движение в этой области? Как можно описать это ощущение? Есть ли какое-то беспокойство при этом движении? Таким образом, в пределах телесно-ориентированного направления сексуальность занимает весомое положение в структурной организации личности и значительным образом влияет как на развитие человека, так и на способность чувствовать и принимать любовь.

 

Поделиться в соцсетях: