office-telephone-2 +3 8 067 728 80 10
skype-logo amaliyamakarenko
close-envelope makarenko.amaliya@gmail.com

 

uslugi-personal-konsultacii uslugi2 uslugi2-4 uslugi-online-konsultacii uslugi2-6

3ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ С ПОДРОСТКАМИ
Автор — Амалия Макаренко

Частота обращений за психологической помощью, связанных подростковым периодом, значительно превышает частоту психологических консультаций по проблемам, возникаю­щим у  родителей детей другого возраста.986

Расширяется репертуар запросов: от проблем первой и чаще всего неразделенной, любви, конфликтных взаимоотношений, неадекватной самооценки до опасности наркомании, алкоголизма и суицида.

Особенностями психологического консультирования семьи с подростками являются:

  1. Отсутствие мотивации у подростка, которого привели родители к специалисту, желающие в нем что-то изменить, в то время как сам подросток может даже не знать, куда и зачем они его пригласили.
  2. Нередко причину существующих проблем родители усматривают только в подростке, который выступает в роли идентифицированного пациента (в психологии — «идентифицированный пациент» — член семьи (чаще ребенок), отклоняющееся поведение и психологические проблемы которого являются непосредственным поводом обращения семьи к психологу). Однако семья – это целостная система, и нарушения поведения подростка маркируют нарушения функционирования всей семьи.

Консультируя подростков и их семьи, психолог опирается на психо­логические нормативные задачи возраста:

— отделение от родителей и обретение неза­висимости и самостоятельности;

— преодоление кризиса идентичности («самоиден­тификация»);

— новый этап социализации в среде сверстников, основанный на установ­лении более глубоких эмоциональных отношений вне семьи;

— принятие растущей сексуальности.

23Проблемы, возникающие у подростков, чаще всего касаются:

— взаимоотношений со сверстниками;

-взаимоотношений с лицами противоположного пола;

— взаимоотношений с родителями;

— взаимоотношений с педагогами;

— вопросов осознания собственной личности;

— трудностей в учебе;

— необходимости найти выход из какой-либо психологически сложной ситуации.

Как правило, на первичный прием приглашается родитель, обратившийся за психологической помощью. Важен также приход на консульта­цию второго родителя и самого подростка.

000Существуют несколько вариантов работы:

Вариант 1.

Оба родителя и подросток обращаются за консультацией. В слу­чае, если родители осознают трудности, возникающие в семье в связи с взросле­нием ребенка, адекватной формой психологической помощи будет семейное консультирование.

Вариант 2.

Подросток и родители обращаются за помощью, но проблема заключается не в их взаимоотношениях, а в сложностях подростка вне семьи (например, в общении со сверстниками, учителями). Работа проводится с самим подростком. Родители могут быть приглашены на консультацию отдельно от ребенка.

Вариант 3.

Родитель обращается за психологической помощью по поводу проблем ребенка, но сообщает при этом, что ребенок не мотивирован со­трудничать с психологом. В этой ситуации речь идет о нарушении взаимо­отношений и отсутствии доверия между родителем и ребенком. В подобной ситуации рекомендуется встретиться отдельно с подростком и родителем. Психолог вы­ясняет причины двойственных чувств к ребенку, уточняет характер недо­вольства родителя. В это же время, психолог переориентирует подростка на более искреннее взаимодействие с родителем. После этого наиболее адекватно проведение совместного консультирования.

Вариант 4.

Родитель обращается по поводу проблем ребенка, но выясняется, что в психологической помощи нуждается он сам. При достижении ребенком подросткового возраста у родителей могут актуализироваться такие феномены как тревога расставания, страх одиночества, страх надвига­ющейся старости, а также и их собственные нерешенные подростковые проблемы (сепарация от родительской семьи, и обретение идентичности). В данной ситуации необходима психологическая работа с родителем.

Вариант 5.

Полная потеря контакта и доверия между подростком и родителями. Ребенок отказывается идти к психологу, так как все взрослые воспринимаются как преследователи. В такой ситуации консультации проводятся с родителя, в ходе которых первоочередной задачей является обнаружение и корректировка родительского вклада в такое поведение ребенка.

sh

Поделиться в соцсетях: