office-telephone-2 +3 8 067 728 80 10
skype-logo amaliyamakarenko
close-envelope makarenko.amaliya@gmail.com

 

uslugi-personal-konsultacii uslugi2 uslugi2-4 uslugi-online-konsultacii uslugi2-6

ПОДДРАЗНИВАНИЕ У ДЕТЕЙ
Автор — Амалия Макаренко

Дети узнают об агрессивном использовании юмора уже в раннем возрасте. В возрасте всего 3 лет присутствие агрессивного вербального и невербального поведения — мощный фактор, определяющий детское восприятие юмора, и агрессия продолжает быть важной детерминантой предпочтений в отношении юмора в течение всего детства. Например,в трехлетием возрасте мальчики предпочитают юмор, который унижает девочек, а не мальчиков. В раннем возрасте дети также узнают о принуждающем влиянии юмористической насмешки. К возрасту 6 лет дети начинают избегать действий, за которые, как они видели, высмеивали других.

Поддразнивание — агрессивная форма юмора, которая часто имеет место в детстве. Поддразнивание включает три компонента: агрессию, юмор и двусмысленность. Юмористический и неоднозначный характер поддразнивания позволяет говорить то, что может угрожать репутации и потенциально недопустимо, если сообщить это серьезно, так как шутник может всегда сказать: «Я просто пошутил», если сообщение не встретило хорошего приема у получателя. Агрессивные и юмористические элементы поддразнивания могут сочетаться в различных пропорциях. Когда преобладает агрессивный компонент, поддразнивание воспринимается как более враждебное и обидное, тогда как поддразнивание, содержащее больше юмора, может восприниматься как доброжелательное и доставлять удовольствие как получателю, так и источнику.

Джереми Шапиро с коллегами просили детей, обучающихся в третьем, пятом и восьмом классах, описать свои переживания, когда они поддразнивают кого-ни- будь или их самих дразнят другие. Чаще всего дети сообщали о таких формах поддразнивания, как высмеивание черты или поведения объекта , придумывание объекту смешных прозвищи просто смех над объектом . Самыми распространенными темами поддразнивания были внешность (особенно ожирение), интеллектуальные способности (особенно глупость, но также и слишком хорошая успеваемость в школе) и физические данные. Самыми распространенными причинами поддразнивания были возмездие (т. е. поддразнивание в ответ на чье-либо поддразнивание) и игра или шутки. 

Поддразнивание у детей

Стиль поддразнивания  изменяется с возрастом. В частности, при переходе из позднего детства в юность поддразнивание обычно становится менее агрессивным, более юмористическим, игривым и тонким. Эти изменения отчасти могут быть связаны с лучшим пониманием иронии и сарказма, что обсуждалось выше. Как мы видели, ребенок не осознает юмористические аспекты иронического языка вплоть до позднего детства и юности даже при том, что способность использовать иронию для выражения косвенной критики появляется в возрасте 6 лет. Следовательно, дети младшего возраста менее способны использовать такие шутливые оттенки языка, как ирония, чтобы смягчить враждебность поддразнивания. В результате поддразнивание у детей младшего возраста имеет тенденцию быть в большей степени открыто враждебным, обидным и оскорбительным. В этом возрасте любой юмор часто используется на благо присутствующих и во вред объекту насмешек .

Эти возрастные изменения в стиле поддразнивания также отражаются в восприятии детьми функций и последствий поддразнивания. Хотя дети всех возрастов подчеркивают обидный характер поддразнивания, старшие дети и подростки начинают осознавать, что иногда оно также может иметь положительные функции и результаты, такие как указание на нежелательные действия шутливым способом и косвенное выражение одобрения и дружбы .

Некоторые исследователи изучали, как дети реагируют на поддразнивание, и попытались определить типы реакций, которые могли бы быть наиболее эффективны. В обзоре Шапиро с коллегами  дети чаще всего сообщали о такой реакции на поддразнивание, как ответное поддразнивание вербальным язвительным замечанием или самостоятельным поддразниванием, далее следовали игнорирование поддразнивания , смех , драка  и сообщение о поддразнивании человеку, наделенному властью . 

Поделиться в соцсетях: